Официальный интернет ресурс акимата Жаркаинского района Акмолинской области 

Республика Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район, г. Державинск

улица Ленина 34, индекс 021100

8(716 48) 9-10-01  ZHARKAIN-ODO@AQMOLA.GOV.KZ

 

 

Поделиться

Поиск по сайту

Телевидение, радио, печатные издания Официальные интернет-ресурсы госорганов При обращении в госорган за госуслугой


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МИРНЫХ СОБРАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

18.06.2020

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ

МИРНЫХ СОБРАНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятийный аппарат законодательства о мирных собраниях

3 - 5

 

  1. Принципы организации и проведения мирных собраний
  1.  
  1. Организация мирных собраний
  2. Организатор мирных собраний. Права и обязанности организатора

2. Участник мирных собраний, его права

3. Деятельность журналиста (представителя средства массовой информации)

4. Компетенция государственных органов

 

8 – 12

 

 

12 – 13

13 - 14

 

14 - 16

  1. Место и время проведения мирных собраний

 

  1. Уведомительный порядок проведения мирных собраний

 

  1. Порядок согласования при проведении демонстрации, шествия

 

  1. Агитация

 

  1. Отказ в проведении мирных собраний

 

  1. Основания и порядок прекращения мирных собраний

 

  1. Основания и порядок прекращения мирных собраний

17– 20

 

21 – 24

 

 

25 – 27

 

 

  1.  

 

29 – 30

 

  1.  

 

 

32 - 33

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    О МИРНЫХ СОБРАНИЯХ

 

Особенности и отличия митинга от собрания

Основной целью «собрания» является обсуждение вопросов без использования каких-либо средств наглядной агитации и выдвижения требований.

Основной целью митинга является выражение мнения по общественно-значимым вопросам или действиям по общественно значимым вопросам и (или) действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организаций.

Таким образом, при организации собрания граждане обсуждают вопросы по интересующим их вопросам, но как таковое общее мнение у граждан отсутствует. Общее мнение может появиться по итогам собрания.

При организации митинга организаторы и участники уже знают свое мнение по каким-либо вопросам, и организовывают митинг именно для выражения своего мнения.

При проведении митинга в отличие от собрания:

1)        могут использоваться средства наглядной агитации;

2)        могут выдвигаться требования.

 

Особенности и отличия шествия от демонстрации

Основное отличие шествия от демонстрации заключается в том, что шествие – это прохождение или группы граждан без использования каких-либо транспортных средств, то есть пешее прохождение.

Демонстрация – это передвижение гражданина или группы граждан с использованием транспортных средств.

Например, если в колонне для передвижения используются автомобили, гужевые повозки, мотоциклы, велосипеды – это демонстрация.

Если, например, люди идут пешком, но передвигают за собой велосипед, это шествие.

 

Особенности пикетирования

1) Проводятся только одним гражданином;

2) Проводятся в статичной форме, то есть без передвижения;

3) Проводятся в любых местах, за исключением следующих мест:

1. в местах массовых захоронений;

2. на объектах железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта и прилегающих к ним территориях;

3. на территориях, прилегающих к организациям, обеспечивающим обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения;

4. на территориях, прилегающих к резиденциям Президента Республики Казахстан, Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы;

5. на территориях, прилегающих к опасным производственным объектам и иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

6. на магистральных железнодорожных сетях, магистральных трубопроводах, национальной электрической сети, магистральных линиях связи и прилегающих к ним территориях.

4) Не разрешается использование звукоусиливающих средств;

5) Разрешается использовать плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

6) Продолжительность не более двух часов.

 

Организатор мирного собрания

1) Организатором может являться только совершеннолетний гражданин или группа совершеннолетних граждан Республики Казахстан;

2) Организатором может являться юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) Является инициатором проведения мирного собрания;

4) Организует проведение и осуществляется руководство ходом мирного собрания и его участниками.

Иностранцы, лица без гражданства не могут быть участниками мирного собрания.

За организацию иностранцем, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом мирного собрания предусмотрена административная ответственность вплоть до выдворения из страны.

 

Участник мирного собрания

1) Участником мирного собрания может являться любой гражданин Республики Казахстан, независимо от возраста, происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства;

2) Добровольное участие гражданина в мирном собрании.

Иностранцы, лица без гражданства не могут быть участниками мирного собрания.

За участие иностранца в мирном собрании предусмотрена административная ответственность вплоть до выдворения из страны.

 

Уведомление

1) подается организатором в местный исполнительный орган при проведении митинга, собрания и пикетирования;

2) подается в письменной или электронной форме
с использованием ЭЦП;

3) подается за пять рабочих дней до дня проведения мирного собрания;

4) не требуется ответ от местного исполнительного органа.

 

Согласование заявления

1) подается организатором в местный исполнительный орган при проведении демонстрации и шествия;

2) подается в письменной или электронной форме с использованием ЭЦП;

3) подается за десять рабочих дней до дня проведения мирного собрания.

4) требуется согласование местного исполнительного органа.

 

Местный исполнительный орган

Согласно Закона, местный исполнительный орган - это коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом города республиканского значения и столицы, района (города областного значения).

Если проведение мирного собрания запланировано в селе, поселке, то заявление должно подаваться в местный исполнительный орган района, который обладает соответствующими ресурсами для организации проведения мирного собрания в специализированном месте.

Таким образом, уведомления и заявления о получении согласования рассматриваются и по ним принимаются решения местными исполнительными органами на уровне акиматов районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

Организация и проведение мирных собраний основываются на следующих принципах:

Ненасильственного характера

Ненасильственный характер проведения мирных собраний является одним из ключевых принципов, нашедших отражение в Конституции Республики Казахстан, согласно которой, граждане Республики Казахстан вправе собираться мирно и без оружия.

В реализацию данного принципа Законом запрещается как организаторам, так и участникам мирных собраний иметь при себе холодное, огнестрельное и иное оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы (вещества, изделия), которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба гражданам и собственности юридических лиц.

 

Законности

Данный принцип означает, что всем мирные собрания должны проводиться в соответствии с порядком, установленном законом.

Все организаторы и участники должны соблюдать требования законодательства.

Таким образом, принцип законности предполагает соответствие всех действии граждан и госорганов при организации и проведении мирных собраний требованиям действующего законодательства.

 

Обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц

Данный принцип закреплен в Конституции и реализован во многих статьях настоящего Закона.

Несмотря на упрощение процедур проведения мирных собраний, обеспечение государственной безопасности, охраны общественного порядка должно оставаться в приоритете.

Органы внутренних дел должны обеспечивать общественный порядок при проведении мирных собраний.

Угроза государственной безопасности, общественному порядку могут являться основанием для отказа в проведении мирного собрания или его принудительному прекращению.

Также должны быть обеспечены права граждан, не участвующих в мирных собраниях.

Это в целом, реализовано в законе. К примеру, организатор обязан содействовать органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка.

Организатору, участникам также запрещается призывать к нарушениям Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, массовым беспорядкам, разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, пропагандировать или публично призывать к захвату или удержанию власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Казахстан.

 

Добровольности участия

Данный принцип исходит из права граждан публично выражать мнения по общественно значимым вопросам и (или) действиям (бездействию) лиц и (или) органов, организаций по собственной воле без какого-либо внешнего давления.

В целях реализации данного принципа Законом предусматривается запрет для участников получать материальное вознаграждение за участие в мирных собраниях.

 

Презумпции в пользу проведения мирных собраний

Данный принцип является одним из Руководящих принципов по свободе мирных собраний Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ которое означает приоритет проведения мирных собраний при отсутствии каких-либо законных препятствий для его проведения.

 

Ответственности сторон

Законом предусмотрена ответственность каждой стороны за нарушение установленных требований.

Так, например, организатор и участники отвечают за свои действия, обязаны соблюдать закон, в том числе запреты.

МИО, органы внутренних дел обязаны содействовать организаторам в обеспечении общественного порядка, организации проведения мирного собрания.

В Кодексе об административных нарушениях предусмотрена ответственность всех заинтересованных лиц: не только организаторов и участников мирного собрания, а также представителей госорганов за незаконное воспрепятствование проведению мирного собрания.

Данный принцип также реализован посредством статьи 19 Закона, согласно которому решения и действия (бездействие) государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

 

ІІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

Законом за государственными органами в пределах их компетенции закреплены обязанности по оказанию содействия организаторам мирных собраний в предоставлении медицинской, пожарной и иной необходимой помощи во время проведения мирных собраний.

Кроме того, обеспечение общественного порядка также возлагается на сотрудников правоохранительных органов.

В свою очередь, организатор обязан только содействовать органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и освобожден от таких обязанностей и расходов.

 

1. Организатор мирных собраний. Права и обязанности организатора

Организатором мирного собрания может являться только совершеннолетний гражданин или группа совершеннолетних граждан Республики Казахстан или юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Организатор имеет право назначить своих представителей.

Представители организатора пользуются такими же правами и несут такие же обязанности.

Сведения о представителях указываются в уведомлении или заявлении о проведении мирного собрания.

 

Касательно прав организатора при организации мирного собрания обращаем внимание на следующее:

1) получать информацию о принимаемых в пределах компетенции государственными органами и (или) организациями мерах по содействию в обеспечении общественного порядка, организации медицинской помощи и иной необходимой помощи.

Необходимо отметить, что согласно Закона, ответственность за обеспечение общественного порядка, организации медицинской и пожарной безопасности возложена на госорганы. Организатор со своей стороны не обязан обеспечивать указанные меры при организации мирного собрания.

2) использовать при проведении мирных собраний звукоусиливающие технические средства с уровнем звука, соответствующим законодательству Республики Казахстан.

Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 169 «Об утверждении Гигиенических нормативов к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека», утверждены оптимальные и допустимые показатели звука.

В приложении 2 указанного приказа обозначены допустимые уровни звукового давления, Дб, (эквивалентные уровни звукового давления, Дб), допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука на рабочих местах в производственных и вспомогательных зданиях, на площадках промышленных предприятий, в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки.

Таким образом, уровень звука звукоусиливающих технических средств должен соответствовать требованиям данного приказа.

 

Касательно обязанностей организатора хотелось бы обратить внимание на следующее:

1) ключевыми правами организатора являются публичное выражение мнения, требования, принятие решений при проведении мирных собраний, а также организация сбора подписей под требованиями, обращениями граждан.

При реализации данного права в целях обобщения требований, высказанных в ходе мирного собрания, организатор и участники вправе составить протокол с требованиями к государственным органам или организациям и в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» направить их для рассмотрения в уполномоченные органы. Обращения рассматриваются государственными органами или организациями также в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Вместе с тем, согласно Закона, отсутствие подписи организатора является основанием для отказа в проведении мирного собрания.

Данное правило также распространяется при составлении протокола или направления иных обращений, которые должны быть направлены в государственные органы или организации только за подписью организатора.

2) Организаторы вправе использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при проведении мирных собраний.

Необходимо принимать во внимание, что современное развитие технологий позволяет производить записи событий на различные устройства, обладающие функциями аудиовидеозаписи. Это могут быть профессиональные видеокамеры, смартфоны, портативные камеры и т.д.

Вместе с тем, представители государственных органов не вправе требовать предъявления записей событий у организатора.

3) организатор вправе требовать от участников мирных собраний соблюдения общественного порядка и регламента их проведения.

В соответствии с настоящим Законом организатор при направлении уведомления или заявления о получении согласования в МИО должен приложить регламент проведения мирного собрания, утвержденный самим организатором. В дальнейшем, мирное собрание должно проходить в соответствии с утвержденным регламентом.

Однако нарушение данного регламента не является основанием для прекращения мирного собрания.

2) организатор обязан носить отличительный знак. Данная обязанность распространяется также на представителей организатора.

В соответствии с законом, Министерством информации и общественного развития будут разработаны и утверждены формы отличительных знаков организатора мирных собраний.

В свою очередь, процедура согласования и принятия данного акта может занять определенное время.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона «О правовых актах», если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом.

До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие отношения.

Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций между сторонами, до принятия акта о формах отличительных знаков организатора мирного собрания, будет действовать существующий порядок.

 

Касательно запретов для организатора обращаем внимание на следующее:

1) организатору запрещаетсяпривлекать к обеспечению общественного порядка и безопасности участников мирных собраний частные охранные организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона «Об охранной деятельности», субъекты охранной деятельности вправе в установленном законодательством порядке вооружать своих работников, занимающих должность охранника, при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

В свою очередь, при проведении мирного собрания охрану общественного порядка будут обеспечивать сотрудники органов внутренних дел.

Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций между сотрудниками охранных организации и органов внутренних дел, в Законе установлен запрет на привлечение частных охранных организации.

2) использовать предметы одежды и (или) иные средства, препятствующие распознаванию лица, за исключением средств индивидуальной защиты, направленных на охрану здоровья.

Необходимо отметить, что к средствам индивидуальной защиты относятся средства, предназначенные для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов, в том числе специальная одежда.

3) призывать к нарушениям Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, массовым беспорядкам, разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, пропагандировать или публично призывать к захвату или удержанию власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что данное обстоятельство является основанием для отказа в проведении мирного собрания или его прекращения.

Таким образом, при рассмотрении уведомлений и заявлений необходимо исходить не только из целей, заявленных организатором, а также рассматривать скрытые намерения и возможные последствия.

Отдельно отмечаем, что проведение мирных собраний в отсутствие организатора или представителя организатора не допускается.

В случаях, когда по ходу проводимого мирного собрания уводят организатора, данное мирное собрание должно быть прекращено.

Не могут быть организаторами:

- иностранцы и лица без гражданства;

- несовершеннолетние, недееспособные, ограниченно дееспособные, осужденные лица;

- гражданин Республики Казахстан, имеющий непогашенную или неснятую судимость за участие в массовых беспорядках, государственную измену, шпионаж, экстремистские и террористические преступления, нарушение порядка организации и проведения мирных собраний;

- юридические лица, не прошедшие регистрацию в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

- организации, деятельность которых приостановлена или запрещена в установленном законами Республики Казахстан порядке.

При рассмотрении уведомлений и заявлений необходимо выявлять непогашенную или неснятую судимость организатора путем направления запроса в КПСиСУ Генеральной прокуратуры.

В целях выявления юридических лиц, не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, необходимо обратиться в НАО «Государственная корпорация Правительство для граждан».

В целях выявления организации, деятельность которых связана с финансированием терроризма и экстремизма направить запрос в Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов.

Также данная информация имеется на интернет-ресурсе Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов.

В целом, учитывая, что порядок рассмотрения уведомлений и заявлений организатора осуществляется в очень короткие сроки,  необходимо обеспечить тесное взаимодействие МИО, КПСиСУ Генеральной прокуратуры, Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов, а также НАО «Государственная корпорация Правительство для граждан». В дальнейшем, необходимо интегрировать информационные системы для оперативного решения данных вопросов.

 

2.Участник мирных собраний, его права

Касательно прав участника мирного собрания обращаем внимание на следующее:

1) получать от организатора мирных собраний и (или) местного исполнительного органа информацию о принимаемых мерах по организации и проведению мирных собраний.

Необходимо отметить, что, согласно Закона, ответственность за обеспечение общественного порядка, организации медицинской и пожарной безопасности возложена на госорганы. Участник со своей стороны не обязан обеспечивать указанные меры.

В соответствии с Законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» охрана общественного порядка входит в задачи органов внутренних дел.

В соответствии с Законом «О гражданской защите» задачи по предупреждению пожаров и их тушению осуществляют органы государственной противопожарной службы, а именно Департаменты по чрезвычайным ситуациям КЧС МВД столицы, городов республиканского значения и областей.

Вместе с тем, обеспечение медицинской безопасности при проведении мирного собрания предполагает наличие службы скорой медицинской помощи, данные организации находятся в ведении Управлении общественного здоровья местных исполнительных органов.

2) использовать при проведении мирных собраний звукоусиливающие технические средства с уровнем звука, соответствующим законодательству Республики Казахстан.

Вместе с тем, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 169 «Об утверждении Гигиенических нормативов к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека», утверждены оптимальные и допустимые показатели звука.

В приложении 2 указанного приказа обозначены допустимые уровни звукового давления, Дб (эквивалентные уровни звукового давления, Дб), допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука на рабочих местах в производственных и вспомогательных зданиях, на площадках промышленных предприятий, в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки.

Таким образом, уровень звука звукоусиливающих технических средств должен соответствовать требованиям данного приказа.

3) выражать согласие или несогласие по вопросам мирных собраний.

Данное согласие должно выражаться без оскорблений, без использования нецензурной брани, без применения насильственных действий.

В том случае, если участником нарушается общественный порядок, то мирное собрание может быть приостановлено и участник мирного собрания может быть удален с места проведения мирного собрания.

 

Касательно запретов для участника обращаем внимание на следующее:

1) Участнику запрещаетсяиспользовать предметы одежды и (или) иные средства, препятствующие распознаванию лица, за исключением средств индивидуальной защиты, направленных на охрану здоровья.

Необходимо отметить, что к средствам индивидуальной защиты относятся средства, предназначенные для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов, в том числе специальная одежда.

2) Участнику также запрещается призывать к нарушениям Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, массовым беспорядкам, разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, пропагандировать или публично призывать к захвату или удержанию власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Казахстан.

Данное нарушение является основанием для прекращения мирного собрания.

 

3.Деятельность журналиста (представителя средства массовой информации)

В целях обеспечения общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод лиц, журналист, как и любой другой участник мирного собрания, во время мирных собраний обязан:

1) не препятствовать законным действиям организатора и участников мирных собраний, а также сотрудников государственных органов, организаций;

2) не совершать действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности имущества, а также препятствуют свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях.

Министерством информации и общественного развития будут разработаны формы отличительных знаков журналиста и правила деятельности журналиста (представителя средства массовой информации), присутствующего на мирных собраниях.

 

4.Компетенция государственных органов

Касательно компетенции маслихатов

В рамках данной статьи маслихатыгорода республиканского значения, столицы или района (города областного значения) наделяются компетенцией по определению:

1) специализированных мест для организации и проведения мирных собраний, порядка использования специализированных мест для организации и проведения мирных собраний, норм их предельной заполняемости, а также требования к материально-техническому и организационному обеспечению специализированных мест для организации и проведения мирных собраний;

2) границ прилегающих территорий, в которых запрещено проведение пикетирования.

Необходимо отметить, что содержание данных актов должно быть взаимосвязано с требованиями, установленными в статье 9 Закона, где указывается, что при определении специализированных мест для организации и проведения мирных собраний и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения цели мирных собраний, установление специализированных мест для организации и проведения мирных собраний в центральных и иных частях административно - территориальных единиц, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками мирных собраний объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц.

Кроме того, в статье 9 предусмотрен перечень мест, запрещенных для проведения пикетирования, исходя из которого, должны быть определены границы прилегающих территорий, в которых запрещено проведение пикетирования.

Необходимо ускорить процесс принятия решений маслихатов по определению специализированных мест и границ прилегающих территорий, в которых запрещено проведение пикетирования.

Требования к специализированных местам сформулированы. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц.

Особенно важным является необходимость определения не менее               3-х специализированных мест в каждом районе городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, а также областных центрах.

В свою очередь, процедура принятия вышеуказанных актов может занять определенное время.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона «О правовых актах», если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом.

До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие отношения.

Таким образом, до определения новых специализированных мест МИО предоставляют действующие специализированные места.

Вместе с тем, отмечаем, что пикеты, согласно Закона, можно проводить в любых местах за исключением мест, указанных в пункте 5 статьи 9.

 

Касательно компетенции МИО     

По компетенции МИО особо обращаем внимание на обязанность МИО в зависимости от формы мирных собраний и количества его участников назначать своих представителей в целях оказания организатору мирных собраний содействия в проведении мирных собраний в соответствии с настоящим Законом.

Данное требование распространяется на все формы мирных собраний без исключения.

Таким образом, при проведении собраний, митингов и демонстрации, шествия и пикетирования МИО следует назначать своих представителей в целях оказания организатору содействия в проведении мирных собраний.

За МИО также закреплена обязанность по представлению информации о принимаемых мерах по организации и проведению мирных собраний организаторам и участникам мирных собраний.

Кроме информации об организации медицинской, пожарной и иной помощи, а также о мерах по обеспечению общественного порядка, МИО обязаны предоставлять информацию о перечне специализированных мест и об их занятости, размещаемых на интернет ресурсе МИО. Данная информация должна актуализироваться ежедневно.

В целом, практически вся организационная работа по проведению мирных собраний возложена на местные исполнительные органы.

Органы внутренних дел должны будут обеспечить охрану общественного порядка.

 

 

ІV. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

Касательно специализированных мест

Мирные собрания проводятся в специализированных местах для организации и проведения мирных собраний. Специализированные места должны находиться в центральных частях городов и населенных пунктов.

Обращаем внимание, что в центральных частях районов в городах республиканского значения, столицы, а также в административных центрах областей количество специализированных мест для организации и проведения пикетирования, собраний или митингов должно составлять не менее трех.

Кроме того, при определении специализированных мест должны учитываться следующие характеристики:

Безопасность участников мирного собрания является одной из ключевых критериев определения специализированных мест.

1) В настоящее время во многих крупных городах Республики имеется городское видеонаблюдение, которое позволяет заранее определить ухудшение ситуации и принять меры в случае чрезвычайных ситуаций.

В случае отсутствия видеонаблюдения в специализированных местах, рекомендуется принять меры по его установке.

Вместе с тем, для сельских населенных пунктов установка данного оборудования не обязательна в силу экономической нецелесообразности.

Видеосъемку могут осуществлять сотрудники органов внутренних дел.

2) Обеспечение свободными входами и выходами для большего количества людей с их визуальным обозначением (например, выход или вход).

При определении специализированного места необходимо предусмотреть возможность экстренного входа и выхода большого количества людей во избежание давки в экстренной ситуации.

Визуальное обозначение выходов также необходимо в целях предоставления возможности определения выходов при низкой видимости по различным причинам.

3) Возможность подъезда автомобилей пожаротушения и медицинского персонала.

Немаловажным фактором при определении специализированного места является возможность подъезда автомобилей пожаротушения и медицинского персонала. Не должно быть никаких препятствий в виде заграждений, шлагбаумов, припаркованных автомобилей или же узких подъездов, не рассчитанных для данных автомобилей.

Касательно медицинской помощи предлагается организовать пункт первой неотложной медицинской помощи (медпункты) в самом специализированном месте, во избежание излишнего ожидания участниками, которым требуется немедленное оказание помощи.

4) Возможность эвакуации граждан в случае террористической, природной или техногенной катастрофы.

Массовое скопление людей является основной мишенью для террористических атак, где могут погибнуть огромное количество людей.

Природные и техногенные катастрофы также являются серьезной угрозой при проведении мирных собраний.

В этой связи, участники должны иметь все возможности для безопасной эвакуации с эпицентра событий. Службы экстренной помощи со своей стороны должны будут принять все необходимые меры по обеспечению безопасности.

5) Наличие необходимой инфраструктуры (например, освещение).

Данная инфраструктура может понадобиться при проведении мирных собраний в темное время суток.

В этой связи, необходимо обеспечить наличие указанной инфраструктуры в специализированных местах.

6) Заграждения для исключения наездов автомобилей и другой техники. Участники должны быть максимально обеспечены безопасностью от внешних угроз, в данном случае от автомобилей и другой техники, которые могут совершить наезд на толпу.

В этой связи, необходимо предусмотреть ограждения для предупреждения наездов автомобилей и другой опасной техники.

Данные требования необходимо предусмотреть для крупных населенных пунктов.

7) Ввиду последних событий, связанных с пандемией коронавируса, рекомендуется предусмотреть оборудование для соблюдения санитарных и гигиенических правил (биотуалеты, колонки для умывания).

Естественно, данные требования должны быть установлены для крупных населенных пунктов.

Согласно закона, специализированные места должны располагаться в центральных частях города. Однако понятие «центральные части» не означает географическую точку в центре города, к ним можно отнести традиционные и популярные места сбора среди населения.

В соответствии со статьей 8 Закона, маслихаты должны утвердить нормы предельной заполняемости специализированных мест, иными словами, максимальное количество граждан, которое может вместить специализированное место.

Вместе с тем, при определении трех специализированных мест в городах республиканского значения, столицы, а также в административных центрах областей, хотя бы одно из них должно обладать вместительностью для больших масс людей.

Рекомендуется для реализации данной цели одно из специализированных мест установить возле зданий местных исполнительных органов.

Это позволит обеспечить взаимосвязь граждан с властями, сформировать конструктивный диалог между властью и обществом.

При этом законом устанавливается обязанность по определению норм предельной заполняемости.

Места и зданий МИО должны вмещать большое количество участников, не ограничиваться минимальным числом.

 

Касательно очередности проведения мирных собраний

Согласно Закона, в случае, если на проведение мирного собрания в одном и том же месте и (или) по одному и тому же маршруту следования либо в одно и то же время одновременно претендует несколько организаторов, очередность использования указанного места определяется местным исполнительным органом, исходя из времени получения им соответствующего уведомления или заявления от организатора мирных собраний.

Вместе с тем, организатору, следующему в порядке очереди, может быть предложено альтернативное специализированное место, маршрут следования или время проведения мирного собрания, при его наличии, в целях исключения очередности среди организаторов.

 

Касательно времени проведения мирного собрания и мест, запрещенных для проведения мирного собрания

Согласно Закона, мирные собрания не могут начинаться ранее 9 часов и заканчиваться позднее 20 часов по местному времени.

В случае подачи уведомления или заявления о получении согласования с указанием времени в промежутке от 20 часов до 9 часов, необходимо отказывать в проведении мирного собрания.

Кроме того, при продолжении мирного собрания после 20 часов, оно подлежит принудительному прекращению.

Закон содержит перечень мест, запрещенных для проведения пикетирования.

Аналогично, в случае наличия данных мест в уведомлении или заявлении, как мест для проведения пикетирования, следует отказывать в его проведении.

 

 

 

Касательно проведения пикетирования

В соответствии с Законом, не допускается проведение двух и более пикетов в одном и том же месте, в одно и то же время у одного и того же объекта, за исключением специализированных мест для организации и проведения мирных собраний.

В свою очередь, под объектами следует понимать здания или сооружения, независимо от их величины.

В качестве примера можно привести здание «Дом министерств»,которое в данном контексте выступает единым объектом, и проведение двух и более пикетов в одно и то же время у данного объекта запрещено.

Продолжительность пикетов составляет 2 часа. Превышение данного времени является основанием для его прекращения.

Кроме того, возможные нарушения, указанные в пунктах 5 и 6                       статьи 9, связанные с проведением пикетов в запрещенных местах, с продолжительностью по времени, а также порядком его проведения, являются основаниями для отказа в проведении пикетирования.

 

 

V. УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

Уведомление о проведении мирных собраний в форме пикетирования, собрания, митинга подается организатором местному исполнительному органу, за пять рабочих дней до дня его проведения.

Уведомление можно подать на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи через электронный портал.

Отсчет времени при подаче уведомления начинается с момента регистрации уведомления в МИО.

Уведомление должно содержать сведения о цели и форме мирного собрания, персональные данные об организаторе, дате и продолжительности мирного собрания, количестве участников, средствах и сооружениях, используемых в мирном собрании, специализированном месте, почтовый адрес, номер телефона для обратной связи, источники финансирования, согласие на обработку персональных данных и дату подачи уведомления.

Учитывая, что по Закону, представитель организатора обладает всеми правами самого организатора, то уведомление может быть подано представителем при наличии доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

В случае, если уведомление подано организатором менее чем за пять рабочих дней до дня проведения мирного собрания, МИО необходимо отказывать в проведении мирного собрании с приведением обоснования о нарушении сроков подачи уведомления,  предусмотренных в статье 14 Закона.

 

Порядок рассмотрения уведомления.

Регламент МИО.

В целях упорядочения процедуры рассмотрения уведомлений МИО рекомендуется разработать и утвердить внутренний Регламент. Данный документ будет ненормативным правовым актом, который будет определять внутренний порядок МИО при рассмотрении уведомлений и содержать следующие процессы:

1) взаимодействие структурных подразделений МИО при рассмотрении уведомлений (назначение ответственных исполнителей и соисполнителей, процедура согласования и т.д.);

2) проверкаполноты представленных организатором документов в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона;

3) проверка представленных организатором сведений на достоверность (ФИО, ИИН, гражданство РК, место жительства, регистрация юридического лица, БИН, отсутствие запретов на деятельность юридического лица и т.д.);

4) проверка на отсутствие непогашенной судимости путем запроса в КПСиСУ Генеральной прокуратуры;

5) проверка целей мирного собрания на отсутствие угроз насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, нарушения других положений Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

6) анализ совместно с органами национальной безопасности, внутренних дел на наличие или отсутствие угроз государственной безопасности, нарушения общественного порядка, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц;

7) проверка на соответствие количества участников нормам предельной заполняемости специализированных мест для организации и проведения мирных собраний;

8) проверка на наличие свободных специализированных мест в заявленное время проведения мирных собраний;

9) проверка соответствия сроков подачи уведомлений требованиям Закона.

Решение МИО.

Местный исполнительный орган рассматривает уведомление в течение трех рабочих дней со дня регистрации. 

По итогам вышеуказанной проверки при соответствии организатора всем требованиям Закона, данное мирное собрание считается согласованным по умолчанию, то есть направлять ответ организатору не требуется.

При этом, сотрудники МИО не будут привлекаться к ответственности за не предоставление ответа.

Однако при наличии каких-либо нарушений, МИО принимает следующие решения:

1) о проведении пикетирования, собрания, митинга без установления юрт, палаток, иных сооружений, использования звукоусиливающих технических средств;

Вместе с тем, при отказе в установленииюрт, палаток и иных сооружений,использования звукоусиливающих технических средств необходимо исходить из целей мирного собрания. К примеру, если мирное собрание направлено на популяризацию национальных атрибутов или традиции, полагаем возможным использование юрт или других сооружений.

Другим примером могут служить акции в память ветеранов различных войн, где также принято сооружать фронтовые палатки.

Таким образом, каждое мирное собрание необходимо рассматривать индивидуально и в случае отказа в использовании юрт, палаток и иных сооружений необходимо приводить законные обоснования такого отказа.

2) об отказе в проведении пикетирования, собрания, митинга по основаниям, предусмотренным статьей 14 настоящего Закона;

3) о предложении изменения места и (или) времени пикетирования, собрания, митинга.

На практике могут возникнуть ситуации, когда специализированное место может быть занято. Во избежание излишнего количества отказов в проведении мирного собрания, в подобных ситуациях МИО вправе предложить альтернативное место для проведения мирного собрания или иное время в том же специализированном месте.

В случае ненадлежащего рассмотрения уведомления, будет рассматриваться вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников МИО.

Законом предусматривается несколько вариантов направления решения организатору:

1) нарочно;

При данном способе решение вручается организатору непосредственно на руки.

2) в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;

Направляется посредством почтовых сервисов.

3) посредством электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи;

Данный способ предполагает направление организатору решения посредством электронного портала с которого направлялось уведомление.

4) по адресу электронной почты, указанному организатором;

Решение можно также направить на адрес электронной почты, указанной организатором.

5) по абонентскому номеру сотовой связи, указанному организатором.

Вместе с тем, при наличии возможности рекомендуется направить ответ всеми доступными средствами связи одновременно и зафиксировать его получение организатором.

При этом, следует обеспечить запись разговора с предупреждением организатора об этом, в целях обеспечения доказательств доставки решения.

Учитывая, что отсутствие ответа МИО будет означать согласование мирного собрания по умолчанию, необходимо максимально обеспечить доставку решения до организатора с последующим подтверждением его получения.

Законом на рассмотрение уведомления отводится только 3 рабочих дня. Данный срок является очень коротким, учитывая возможный массовый характер мирных собраний, в особенности пикетов.

В этой связи, МИО совместно с территориальными органами МВД, КНБ, КПСиСУ ГП, КФМ МФ необходимо отрегулировать и оптимизировать все процессы по детальному и ускоренному рассмотрению уведомлений.

В дальнейшем, необходимо интегрировать информационные системы.

 

 

VI. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ

 

Заявление о получении согласования проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия подается организатором мирного собрания местному исполнительному органу, не позднее, чем за десять рабочих дней до дня его проведения.

Заявление можно подать на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи через электронный портал.

Отсчет времени при подаче заявления начинается с момента его регистрации в МИО.

Заявление должно содержать цель и форму мирного собрания, персональные данные об организаторе, дату и продолжительность мирного собрания, количество участников, общее количество и категории транспортных средств, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута, почтовый адрес, номер телефона для обратной связи, источники финансирования, согласие на обработку персональных данных и дату подачи заявления.

Следует обратить особое внимание на наличие транспортного средства, так как форма (шествие или демонстрация) мирного собрания зависит от использования средств передвижения. Если в заявленном шествии используются транспортные средства, то оно принимает форму демонстрации. Согласно Закона, изменение формы мирного собрания является основанием для его прекращения.

Учитывая, что по Закону, представитель организатора обладает всеми правами самого организатора, то заявление может быть подано представителем при наличии доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

В случае, если заявление подано организатором менее чем за десять рабочих дней до дня проведения мирного собрания, МИО необходимо отказывать в проведении мирного собрании с приведением обоснования о нарушении сроков подачи заявления, предусмотренных в статье 14 Закона.

 

Порядок рассмотрения заявления о получении согласования

При рассмотрении заявлении о получении согласования предлагается осуществлять данный порядок в рамках вышеуказанного внутреннего Регламента.

По Закону, МИО должны рассмотреть заявление в течение семи рабочих дней со дня его регистрации и по итогам сообщить организатору:

1) о согласовании проведения демонстрации, шествия;

2) о согласовании проведения демонстрации, шествия без использования звукоусиливающих технических средств, транспортных средств;

3) об отказе в проведении по основаниям, предусмотренным статьей 14 настоящего Закона;

4) о предложении изменения места и (или) маршрута следования либо времени проведения мирных собраний в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, государственной безопасности, а также бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленых насаждений и малых архитектурных форм, и иного имущества.

В свою очередь, обращаем внимание на процедуру согласования заявления.

Если при рассмотрении уведомления организатор соответствовал всем необходимым требованиям, МИО могут согласовать проведение мирного собрания по умолчанию, то есть без направления ответа.

Однако при рассмотрении заявления о получении согласования, функция согласования по умолчанию отсутствует.

Таким образом, даже если организатор демонстрации или шествия соответствует всем необходимым требованиям Закона, МИО должны направить ему согласие на мирное собрание.

Законом предусматривается несколько вариантов направления решения организатору:

1) нарочно;

При данном способе решение вручается организатору непосредственно на руки.

2) в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;

Направляется посредством почтовых сервисов.

3) посредством электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи;

Решение направляется посредством электронного портала, с которого направлялось заявление.

4) по адресу электронной почты, указанному организатором;

Решение можно также направить на электронную почту указанному организатором.

5) по абонентскому номеру сотовой связи, указанному организатором.

Вместе с тем, при наличии возможности рекомендуется направить ответ всеми доступными средствами связи одновременно и зафиксировать его получение организатором.

При этом, следует обеспечить запись разговора с предупреждением организатора об этом, в целях обеспечения доказательств доставки решения.

Законом на рассмотрение заявления отводится только 7 рабочих дня. Данный срок является довольно коротким, учитывая возможный массовый характер мирных собраний.

В этой связи, МИО совместно с территориальными органами МВД, КНБ, КПСиСУ ГП, КФН МФ необходимо отрегулировать и оптимизировать все процессы по детальному и ускоренному рассмотрению заявлений. В дальнейшем, необходимо интегрировать информационные системы.

 

 

VII. АГИТАЦИЯ

 

Основным условием агитации к участию является возможность проведения данной агитации после получения согласия на проведение мирного собрания от МИО.

Таким образом, проведение агитации до получения одобрения МИО на проведение мирного собрания запрещается.

Вместе с тем, при получении одобрения организатор вправе проводить агитацию в любых местах, разрешенных законодательством и любыми способами (СМИ, социальные сети, встречи с населением и т.д.).

Однако обращаем внимание на то, что в соответствии с Законом «О рекламе», запрещается размещение листовок или иной наружной рекламы без согласия собственников зданий (сооружений), собственников жилых и нежилых помещений в жилом доме (жилом здании) или органа управления объектом кондоминиума, лиц, обладающих иными вещными правами на здания (сооружения).

 

Статья 16. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения мирных собраний

Согласно Закона, материально-техническое и организационное обеспечение проведения мирных собраний осуществляется их организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данных мирных собраний, за исключением мер по обеспечению общественной безопасности, а также привлечения медицинских, пожарных и иных служб безопасности, не входящих в обязанности организатора мирного собрания.

Вместе с тем, запрещается финансирование организации и проведения мирных собраний:

физическими лицами и (или) юридическими лицами, включенными в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения

оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;

юридическим лицом, деятельность которого приостановлена или запрещена в установленном законом Республики Казахстан порядке;

иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Перечень организаций, деятельность которых в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, размещается на интернет-ресурсе Комитета по финансовому мониторингу.

 

 

VIII. ОТКАЗ В ПРОВЕДЕНИИ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

1. Законом предусмотрена возможность отказывать в проведении мирного собрания, если их целями являются насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, нарушение других положений Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В данном случае необходимо исходить не только из целей, заявленных организатором, а также рассматривать скрытые намерения и возможные последствия.

Указанные мероприятия следует осуществлять в тесном взаимодействии с правоохранительными и другими заинтересованными органами.

В свою очередь, при отказе в проведении мирного собрания по указанному основанию необходимо привести объективные обоснования, не позволяющие провести мирное собрание.

2. Угроза государственной безопасности, нарушения общественного порядка, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц также является основанием для отказа в проведении мирного собрания.

Данное основание для отказа предусмотрено в случае получения какой-либо информации о деструктивном характере мирного собрания или предстоящих беспорядках при проведении мирного собрания.

В этой связи, уведомления и заявления о получении согласования следует рассматривать комплексно с учетом всевозможных рисков и последствии.

3. В случае установления недостоверности представленных документов или несоответствия документов, данных и сведений, необходимых для проведения собраний, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан, МИО вправе отказывать в проведении мирных собраний.

В данном случае необходимо исходить из перечня документов, указанных в статьях 10 и 12 Закона, которые обязаны представить организаторы. К примеру, в случае предоставления чужого ИИН или БИН, несоответствующего адреса места жительства и т.д.

4. Согласно Закона, если организатором мирных собраний выступает лицо, указанное в пункте 6 статьи 5 настоящего Закона, данное обстоятельство является основанием для отказа в проведении мирного собрания.

Пунктом 6 статьи 5 предусмотрено, что организатором мирных собраний не могут быть:

1) гражданин Республики Казахстан, признанный судом недееспособным либо ограниченно дееспособным или которому назначено наказание по приговору суда в виде исправительных работ, привлечения к общественным работам, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на период отбытия наказания;

2) гражданин Республики Казахстан, имеющий непогашенную или неснятую судимость за участие в массовых беспорядках, государственную измену, шпионаж, экстремистские и террористические преступления, нарушение порядка организации и проведения мирных собраний;

3) юридическое лицо, не прошедшее регистрацию в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

4) организация, деятельность которой приостановлена или запрещена в установленном законами Республики Казахстан порядке.

В этой связи, в целях выявления вышеуказанных обстоятельств, являющихся основанием для отказа в проведении мирных собраний, необходимо направлять запросы в соответствующие уполномоченные органы и организации (КПСиСУ) или воспользоваться официальными интернет-ресурсами уполномоченных органов, позволяющими получить информацию об организаторе в открытом доступе.

В целом, необходимо наладить взаимодействие с уполномоченными органами и организациями в целях ускоренного получения информации об организаторах.

Данный принцип получения информации об организаторах также можно применить при проверке финансирования организации: 

- физическими лицами и (или) юридическими лицами, включенными в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;

- юридическим лицом, деятельность которого приостановлена или запрещена в установленном законом Республики Казахстан порядке;

- иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

5. Другим основанием для отказа в проведении мирного собрания является превышение предполагаемого количества участников норм предельной заполняемости специализированных мест для организации и проведения мирных собраний.

В соответствии со статьей 8 Закона, маслихаты должны утвердить нормы предельной заполняемости специализированных мест, иными словами, максимальное количество граждан, которое может вместить специализированное место.

Таким образом, при рассмотрении уведомлений и заявлений, если заявленное количество участников превышает вместимость специализированного места, то данное обстоятельство является основанием для отказа.

IX. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

Согласно Закона, мирные собрания могут быть приостановлены, если во время проведения мирных собраний по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей.

В качестве примеров данного вида нарушений можно привести мелкое хулиганство, загрязнение мест общего пользования, распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, нарушение запрета потребление табачных изделий и электронных сигарет в отдельных общественных местах, вандализм, приставание в общественных местах и т.д.

Таким образом, нахождение участников в специализированном месте не отменяет требования Законов, предусматривающих ответственность за отдельные нарушения.

Представитель МИО вправе потребовать от организатора мирных собраний самостоятельно или совместно с ним устранить данное нарушение.

При устранении нарушения проведение мирных собраний, по согласованию между организатором и представителем МИО, продолжается.

Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного представителем МИО, мирные собрания должны быть прекращены в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Закона.

 

 

X. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

1. Одним из оснований прекращения мирного собрания является разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, призывы к насильственному свержению конституционного строя Республики Казахстан, посягательству на территориальную целостность Республики Казахстан, а также нарушение других положений Конституции Республики Казахстан.

Вместе с тем, данное основание не ограничивается только указанными нарушениями, к ним еще относятся нарушения иных законов и нормативных правовых актов, то есть при проведении мирного собрания любое нарушение законодательства Республики Казахстан является основанием для прекращения мирного собрания, независимо от сферы и отрасли действия.

2. Изменение формы проведения мирных собраний также является одним из оснований прекращения мирного собрания.

К примеру, если по ходу проведения пикетирования к гражданину присоединяются иные лица, то данное мирное собрание приобретает форму митинга. Аналогично, если по ходу собрания участники начинают высказывать публичные требования, то собрание также принимает форму митинга.

Шествия также могут принимать форму демонстрации в случаях использования транспортных средств.

Во всех случаях изменения формы проведения мирного собрания оно подлежит прекращению.

Однако, необходимо учитывать моменты, когда организатор имеет согласие МИО на 2 формы мирного собрания. К примеру, им может быть подано уведомление о проведении митинга и заявление на проведение шествия, следующие друг за другом в течение одно дня. В случае согласования МИО уведомления и заявления, МИО не вправе прекращать мирное собрание по основанию изменения формы проведения мирного собрания.

Другим исключением из данного правила является участие лиц с ограниченными возможностями, которые неспособны передвигать самостоятельно и для передвижения которых требуются специальные транспортные средства.

Таким образом, при участии данных лиц на шествиях с использованием транспортных средств для передвижения, прекращать подобные мероприятия не следует.

Кроме того, закона предусмотрено, что нарушение отдельными участниками мирных собраний требований закона влечет прекращение их участия в мирных собраниях и не является основанием для прекращения мирных собраний, если нарушения были устранены.

В целом, прекращение мирного собрания следует рассматривать как исключительную меру предотвращения каких-либо угроз для граждан. Предусмотренные Законом основания прекращения мирного собрания, позволяют применить данную меру при наличии соответствующих обстоятельств.

Однако следует действовать по каждому случаю индивидуально и придерживаться принципа рациональности принимаемых мер, если имеется возможность продолжить проведение мирного собрания путем устранения отдельных нарушителей порядка, то прекращать мирное собрание необязательно.

Приложения:

Страница создана: 18.06.2020 11:48
Страница обновлена: 18.06.2020 11:53
Просмотров: 30

Текст